Автолюбители, внимание! Конец бензинового эксперимента.

Итак, правительство решило не продлевать соглашение о «заморозке» цен на бензин после 1 июля. Был ли в нем смысл и в чем его итоги?

Зкономист и политик колумнист в Новой газете Владимир Милов пишет

Думаю, автомобилисты согласятся с тем, что как таковой «заморозкой» это признать сложно — цены за время действия соглашения вице-премьера Дмитрия Козака с нефтяниками подросли достаточно заметно. Помимо собственных ощущений есть и официальные данные Росстата: цены на 92-й и 95-й бензин по состоянию на 24 июня выросли по сравнению с концом октября 2018-го (когда заключалось соглашение) на 60–70 копеек за литр, на 98-й — более чем на 80 копеек, на дизельное топливо — почти на рубль.

Причем это средние цены по России, а в ряде регионов (прежде всего в Сибири — Тыва, Красноярск, Иркутск и другие) цены росли гораздо быстрее — на рубль за литр и больше.

Хотя нефтяные компании по большей части кивают на повышение НДС с 1 января, в реальности цены больше всего выросли в последние недели, в мае-июне: примерно три четверти прироста цен на 92-й и 95-й бензин и треть роста цен на 98-й выпало на последние 7 недель. В этот период нефтяники начали «прощупывать» почву — на сколько они могут себе позволить повысить цены без серьезного недовольства граждан и окриков правительства.

Пока сработало: правительство не только сделало вид, что «не заметило» роста цен (чего стоит одно смехотворное поручение премьера Медведева Козаку «проверить» сообщения о повышении цен, хотя для такой проверки требуется всего лишь пара минут через официальный сайт правительственного статистического ведомства), но и теперь вот решило вообще не продлевать соглашение, положившись на «устное» обещание нефтяников не повышать цены.

Тут важно отметить несколько моментов. Хотя нефтяники часто используют рост мировых цен на нефть как отговорку для накрутки цен (якобы выгоднее продавать нефть и нефтепродукты на мировой рынок, поэтому надо поддерживать ценовой паритет с ним), в реальности осень-зима 2018–2019 годов опровергли эту теорию в пух и прах. С октября по январь мировые цены на нефть падали в течение нескольких месяцев, примерно на 25 долларов за баррель, но российские котировки бензина этого падения в упор не замечали — в то время как в других странах с рыночной экономикой бензин резко дешевел (в США почти на 20 центов за литр с начала октября). Но не в России: наш бензин всегда лишь дорожает, но никогда не дешевеет.

 

В этом плане Россия очень резко отличалась от других стран в период минувшей осени-зимы: наши цены были зафиксированы по соглашению с Козаком на самом высоком уровне, соответствующем мировым ценам на нефть в $80 долларов за баррель, и не только не снижались, в отличие от цен бензина в других странах, но и росли.

Это свидетельствует, что все, о чем рассказывают нам нефтяные компании по поводу механизма формирования цен на нефтепродукты в России, — неправда, и цены формируются по каким-то другим принципам, никакой реальной корреляции с мировым рынком нет. (Это и неудивительно, так как наши нефтепродукты низкого качества и на международном рынке не востребованы, кроме стран бывшего СССР.)

Кто виноват в том, что люди больше не мечтают о машинах?

 Еще относительно недавно, автомобиль (вопреки утверждению классического книжного персонажа) являлся не только средством передвижения, но и несомненно предметом роскоши, престижа и статуса. Но эти времена, похоже, безвозвратно уходят. Автомобиль больше не является предметом мечтаний большинства молодых людей не только на Западе, но и в России. Для одних это излишество в условиях доступности услуг каршеринга, такси и круглосуточной доставки. Для других - обуза, требующая ресурсов на содержание и обслуживание.

Порассуждаем, почему так происходит.Кто виноват в том, что люди больше не мечтают о машинах?

Когда-то сам факт наличия автомобиля (неважно какой марки и года выпуска) выделял человека на фоне окружения. Такую роскошь могли себе позволить не все. Но со временем доступность кредитов, стремительное развитие глобального рынка и производства, всевозможные программы лояльности и поддержки спроса привели к тому, что машину мог купить почти любой официально трудоустроенный человек. Это обесценило значение автомобиля, как одного из способов самоутверждения. Конечно, и сегодня есть престижные марки авто, на которые еще по привычке обращают внимание на улице. Но давайте честно, по-настоящему впечатлить кого-то крутой спортивной тачкой у подъезда сегодня вряд ли удастся. Для многих это привычное зрелище. 

И если раньше подростки завешивали свои комнаты постерами с гоночными болидами, мощными внедорожниками или изящными представительскими седанами, то к сегодняшнему дню эта мода безвозвратно сошла на нет. Никто не грезит покупкой машины. Для значительной части населения это обыденный процесс. Более того, всевозможные хлопоты с приобретением авто, оформлением кредитных документов, полисов автострахования, потребность в сервисном обслуживании, ремонте, растущие штрафы, платные парковки и платные дороги, пробки, дорогой бензин, ДТП и прочие неприятности и вовсе отбивают у некоторых охоту иметь личный автомобиль. Еще один серьезный фактор, о котором уже знают все больше автомобилистов, заключается в том, что новые машины не выдерживают сравнения с произведенными в прошлом веке по качеству и надежности.

И люди прекрасно понимают, почему так происходит: их затягивают в воронку потребления, чтобы заставить регулярно ремонтировать свою машину, а по истечении срока гарантии покупать новый автомобиль. Не все хотят участвовать в этой искусственной гонке. Очевидно, что с точки зрения экономики, автомобиль сегодня является крайне невыгодным вложением средств. Но если раньше это оправдывалось хотя бы преимуществом в комфорте и свободе передвижения, то сейчас с растущим давлением со всех сторон на владельцев автотранспорта, часть людей больше не хотят ими быть. Тем более, что в некоторых случаях дешевле передвигаться на такси или пользоваться услугой каршеринга. Конечно, факторов, влияющих на падение продаж как на российском, так и на мировом авторынке, много. И все же следует признать, что мода на личные автомобили постепенно проходит. Это уже не так престижно, привлекательно и комфортно, как еще несколько лет назад. Сложно сказать, как эти перемены повлияют на рынок в ближайшие десятилетия, однако можно утверждать, что он уже не будет таким, как прежде.

Подробнее на CAR.RU: https://car.ru/news/automobili/53432-kto-vinovat-v-tom-chto-...

Популярное в

))}
Loading...
наверх