Ручка - стахановка, рогатка на панели приборов, и другие хитрости старых шоферов

Шофёр грузовика, в былые времена это был тяжелый труд. Конструкция машин хоть и была простой, но агрегаты не были долговечными, масла и смазки были примитивными, с поставками запчастей были перебои, поэтому шофёры выходили из сложных ситуаций как могли, часто проявляя смекалку.

 
ГАЗ-ААА
ГАЗ-ААА
Рогатка, привязанная к приборной панели.

Казалось бы, зачем нужна рогатка в «полуторке» ГАЗ-АА. Ответ простой – фиксировать рычаг КПП на прямой передаче.

 
Панель приборов ГАЗ-АА
Панель приборов ГАЗ-АА

Шестерни третьей и четвертой передач быстро изнашивались, скорость выбивало, и вот водители придумали простой нехитрый способ фиксации рычага коробки передач.

Применялся этот метод, в том числе и во время войны, когда от работы грузовика часто зависело спасение жизни, а запчасти и смазочные материалы были в остром дефиците.

 
Москва. Пушкинская площадь, предположительно 1940-й год. Фото Наума Грановского.
Москва. Пушкинская площадь, предположительно 1940-й год. Фото Наума Грановского.

Вообще, коробка передач была слабым местом «Полуторки». Там быстро изнашивался промежуточный (контршафтный) вал и шестерни вторичного вала, входившие с ним в зацепление. У шоферов этот вал назывался «промежуток», его старались возить с собой, особенно в дальних рейсах. Хоть замена «промежутка» была одной из самых трудоёмких работ в ремонте этого грузовика, но что поделать, другого выхода не было…

 

Аккумуляторная батарея многие годы была ахиллесовой пятой шоферов, особенно зимой, потому заводили ГАЗ-АА чаще всего «кривым стартером, попутно закрывая заслонку карбюратора с помощью проволочки, выведенной из-под капота на правую сторону, на крыло.

 
Москва. Цветной бульвар. 1947 год.
Москва. Цветной бульвар. 1947 год.

При запуске грузовика ЗИС-5 в сильные морозы об аккумуляторе и электростартере в принципе можно было не вспоминать. Для запуска мотора применялась заводная рукоятка с увеличенным силовым плечом, прозванная «стахановкой». Её можно было крутить вдвоём, втроём…

 
Двигатель ГАЗ-АА
Двигатель ГАЗ-АА

«Печкой» в те времена даже легковые авто не оборудовались, так что обмерзающие ветровые стёкла протирали изнутри тряпкой, смоченной в солевом растворе.

Слабым местом электрооборудования было реле – регулятор. Как его тогда называли, реле обратного тока. Если оно выходило из строя, то аккумулятор не заряжался, и что бы устранить проблему, в кабину выводились провода от генератора и аккумулятора, и в качестве реле был сам шофёр, соединяя и разъединяя провода в зависимости от оборотов мотора.

 
Улица Моховая в Москве. 1930-е
Улица Моховая в Москве. 1930-е

Конечно, это лишь малый перечень методов, к которым приходилось прибегать нашим прадедам, что бы оживить сломавшийся грузовик в пути, или вообще, завести его перед рейсом. Труд шофёра в те времена был поистине тяжелым, порой – героическим.

 

источник

Кто виноват в том, что люди больше не мечтают о машинах?

 Еще относительно недавно, автомобиль (вопреки утверждению классического книжного персонажа) являлся не только средством передвижения, но и несомненно предметом роскоши, престижа и статуса. Но эти времена, похоже, безвозвратно уходят. Автомобиль больше не является предметом мечтаний большинства молодых людей не только на Западе, но и в России. Для одних это излишество в условиях доступности услуг каршеринга, такси и круглосуточной доставки. Для других - обуза, требующая ресурсов на содержание и обслуживание.

Порассуждаем, почему так происходит.Кто виноват в том, что люди больше не мечтают о машинах?

Когда-то сам факт наличия автомобиля (неважно какой марки и года выпуска) выделял человека на фоне окружения. Такую роскошь могли себе позволить не все. Но со временем доступность кредитов, стремительное развитие глобального рынка и производства, всевозможные программы лояльности и поддержки спроса привели к тому, что машину мог купить почти любой официально трудоустроенный человек. Это обесценило значение автомобиля, как одного из способов самоутверждения. Конечно, и сегодня есть престижные марки авто, на которые еще по привычке обращают внимание на улице. Но давайте честно, по-настоящему впечатлить кого-то крутой спортивной тачкой у подъезда сегодня вряд ли удастся. Для многих это привычное зрелище. 

И если раньше подростки завешивали свои комнаты постерами с гоночными болидами, мощными внедорожниками или изящными представительскими седанами, то к сегодняшнему дню эта мода безвозвратно сошла на нет. Никто не грезит покупкой машины. Для значительной части населения это обыденный процесс. Более того, всевозможные хлопоты с приобретением авто, оформлением кредитных документов, полисов автострахования, потребность в сервисном обслуживании, ремонте, растущие штрафы, платные парковки и платные дороги, пробки, дорогой бензин, ДТП и прочие неприятности и вовсе отбивают у некоторых охоту иметь личный автомобиль. Еще один серьезный фактор, о котором уже знают все больше автомобилистов, заключается в том, что новые машины не выдерживают сравнения с произведенными в прошлом веке по качеству и надежности.

И люди прекрасно понимают, почему так происходит: их затягивают в воронку потребления, чтобы заставить регулярно ремонтировать свою машину, а по истечении срока гарантии покупать новый автомобиль. Не все хотят участвовать в этой искусственной гонке. Очевидно, что с точки зрения экономики, автомобиль сегодня является крайне невыгодным вложением средств. Но если раньше это оправдывалось хотя бы преимуществом в комфорте и свободе передвижения, то сейчас с растущим давлением со всех сторон на владельцев автотранспорта, часть людей больше не хотят ими быть. Тем более, что в некоторых случаях дешевле передвигаться на такси или пользоваться услугой каршеринга. Конечно, факторов, влияющих на падение продаж как на российском, так и на мировом авторынке, много. И все же следует признать, что мода на личные автомобили постепенно проходит. Это уже не так престижно, привлекательно и комфортно, как еще несколько лет назад. Сложно сказать, как эти перемены повлияют на рынок в ближайшие десятилетия, однако можно утверждать, что он уже не будет таким, как прежде.

Подробнее на CAR.RU: https://car.ru/news/automobili/53432-kto-vinovat-v-tom-chto-...

Популярное в

))}
Loading...
наверх