Последние комментарии

  • Сергей хз21 марта, 2:02
    надо кому , вам?Деньги к деньгам. Контракт на самую дорогую дорогу в России может получить "Мостотрест"
  • Сергей хз21 марта, 1:44
    лексус это средняя?На чем ездят богатые в провинции
  • Sergey Bazuev20 марта, 23:04
    Воруют, под прикрытием должности и якобы соблюдением Закона.Эвакуации машин, как способу заработка, может прийти конец

Грузовик Я-5. Колёса нашей истории

Один из основных моторостроительных заводов России – ЯМЗ до 1958 года выпускал грузовики, ныне практически полностью забытые. Одна из его моделей, «Я-5» - машина с интересной историей, это первый советский грузовик с дизелем советской разработки, хоть серийно дизель на него не устанавливали. Двигатель носил забавное название «Коджу», не имеющего ничего общего с южнокорейским городом Кодже.

Но, обо всем по порядку.

 

«Я-5» появился в 1929 году и представлял собой модернизированную версию предшественника, грузовика «Я-4», от которого осталась рама и задний мост.

Поводом для модернизации стала проблема с поставкой двигателей из Германии, всего их закупили 137 штук, после чего поставки прервались. Новый договор на поставку моторов был заключен с американцами, по этому контракту СССР покупал двигатели Hercules-YXC B, шестицилиндровые, карбюраторные, мощностью около 90 л.с.

 
Более мощный мотор позволил поднять грузоподъемность автомобиля до 5 тонн, что и закрепили в его индексе «Я-5». Но и с американскими поставками не всё было гладко.
 

Двигатели то поставлялись в полной комплектности, исправно и своевременно, но вот с поставками комплектующих для их ремонта были проблемы, приводившие порой к тому, что на тяжелый грузовик приходилось ставить мотор от ЗИС-5. Такой «даунгрейд» негативно сказывался на эксплуатационных характеристиках машины.

 

Помимо мотора, импортными были сцепление и 4- ступенчатая коробка передач Brown-Lipe gears. Шестерни КПП были прямозубыми, сцепление многодисковым.

 

Все остальные комплектующие были советского производства.

Интересной была конструкция заднего моста. Приводной вал к нему шел в трансмиссионной трубе, которая передним своим концом крепилась к поперечине рамы, а расширяющейся задней – к корпусу редуктора главной передачи. От этого вала к коробке передач шел короткий кардан. Подвеска была рессорной.

 

Массу проблем доставляло рулевое управление. Шофёру приходилось прикладывать массу усилий для поворота рулевого колеса, несмотря даже на огромный его диаметр в 520 мм. Гидроусилителя не было, а вот тормозная система была с вакуумным усилителем.

 

Кабина деревянная, снаружи обшитая тонким металлическим листом. Стёкла дверей могли опускаться, был примитивного вида стеклоподъемник, а ветровое стекло можно было приподнять. Передней частью капота служил латунный радиатор. Примечательно, что форма капота не менялась, не зависела от модели двигателя, установленного на машину, места под капотом хватало даже для дизеля.

 

История создания дизеля «Коджу» истоками уходит в начало 1930-х, к решению о дизелизации парка грузовиков и тракторов, принятого в СССР, после того, как стремительно совершенствовавшееся творение Рудольфа Дизеля уверенно завоёвывало европейских производителей грузовиков.

 

Над созданием мотора работал талантливейший инженер – моторист Николай Романович Брилинг, в числе многих арестованный по сфабрикованным делам «о вредительстве». Поскольку каток репрессий в то время только набирал обороты, Брилингу, можно сказать повезло. Он получил небольшой срок заключения, во время которого работал в одной из так называемых «шарашек», конструкторских бюро лагерного типа, где работали репрессированные специалисты.

 

В начале 1933 года первые дизели, сконструированные под руководством Бриллинга, были собраны.

Это были шестицилиндровые двигатели с прогрессивной для своего времени конструкцией. Алюминиевый блок, в который запрессовывались гильзы цилиндров, алюминиевые поршни, коленчатый вал на семи опорах, с латунными вкладышами, головка блока была чугунной, с камерами сгорания вихревой формы. Объем – 10 л., мощность поначалу была около 90 л.с.

 

Топливные насосы, форсунки, свечи накала, стартер повышенной мощности, все эти высокоточные компоненты были зарубежного производства, компании Bosch.

 

Странное название «Коджу» расшифровывается просто – Коба Джугашвили. Коба – был псевдоним Сталина в своё время, а Джугашвили – его настоящая фамилия. История умалчивает, чем руководствовались конструкторы из «шарашки», называя так своё творение.

В 1934 году несколько грузовиков «Я-5», с установленными на них «Коджу», о чем свидетельствовала характерная надпись ЯГАЗ-Дизель, и топливные баки под грузовой платформой (у бензинового грузовика бак был в кабине под сиденьем) отправились в испытательный автопробег по России.

 

В сравнении с европейскими конкурентами, так же участвовавшими в пробеге, дизель «Коджу» показал очень хорошие результаты, но были и недочёты, в частности большой расход масла, почти литр на 100 км. Да и алюминиевый блок был нетехнологичным, на то время, решением для дизельного двигателя грузовика.

Для устранения недочётов и подготовке мотора к серийному производству, его передали в НАТИ, где опять-таки, при непосредственном участии Брилинга усовершенствовали, подняв мощность до 130 л.с. и изменив конструкцию блока и головок цилиндров, но серийно на «Я-5», производство которого было свёрнуто в том же, 1934 году, этот дизель не устанавливался.

 

За 5 лет производства было собрано в общей сложности 2273 экземпляра «Я-5», как в виде грузовика, так и шасси для установки цистерн, пожарных машин и коммунальной техники, и даже автобусов.

 

источник

Популярное

))}
Loading...
наверх