Несколько любопытных фактов о «Ниве»

Первый советский внедорожник с несущим кузовом ВАЗ-2121 появился в 1977 году. В 70-х работы по созданию компактного внедорожника сугубо гражданского назначения велись на ВАЗе, на АЗЛК и даже на Ижевском машиностроительном заводе, но массовое производство увидела только вазовская разработка.

 

Первая партия ВАЗ-2121 появилась не в 1977 году, а годом раньше, в конце зимы 1976-го. Но в продажу она не поступила, а разошлась по разным учреждениям. За работой машин наблюдали заводские специалисты, они фиксировали факты возникавших неисправностей.

Около 15 лет назад объявление о продаже «Нивы» именно 1976 года выпуска вызвало споры на автомобильных форумах, большинство участников которых были уверены, что машины такого года выпуска существовать не может. По всей видимости, один экземпляр из той самой первой партии уцелел, но сегодняшняя его судьба мне не известна.

 
Один из опытных ходовых образцов.
Один из опытных ходовых образцов.

Изначально планировали устанавливать задние фонари от ВАЗ-2103. С ними, на мой взгляд, машина смотрится красивее.

 

ВАЗ-2121 своим ходом заехала на Эверест, поднявшись на высоту 5200 метров над уровнем моря. Это было в 1998 году, а в 1999 машина установила новый рекорд, забравшись на высоту 5726 метров в Гималаях.

В восьмидесятых годах экипажи на «Нивах» участвовали в гонках по пустыням. Ралли Туниса и Алжира, египетское «Ралли Фараонов» и знаменитый «Париж-Дакар», где в 1981 году «Нива» завоевала третье место, а в 1982-83 годах второе место.

 

Благодаря победам в спорте простая и выносливая машина приобрела огромную популярность во Франции, вскоре, опять-таки, благодаря спортивным победам уже в Австралии, желанной машина стала и там.

В Австралию, Новую Зеландию, Англию, Сирию и еще ряд стран экспортировалась версия «Нивы» с правым рулем. Это был единственный советский легковой автомобиль, который экспортировался даже в Японию.

 
 
Подкапотное пространство праворульной "Нивы"
Подкапотное пространство праворульной "Нивы"

Есть мнение, что изучивши ВАЗ-2121 японская компания Suzuki создала свой легендарный внедорожник Vitara. Первое поколение Suzuki Vitara появилось в 1988 году, а двумя годами ранее ведущий конструктор ВАЗ-2121 Петр Приусов получил от японцев скромный презент. Насколько мне известно, это была брошюра о Suzuki Vitara, с дарственной надписью Приусову, как идеологу этой машины.

 
Обратите внимание на фароочистители. У самых ранних машин они отличались иным местом крепления моторчиков.
Обратите внимание на фароочистители. У самых ранних машин они отличались иным местом крепления моторчиков.

В первые годы выпуска «Нива» не пользовалась особой популярностью среди советских покупателей. Сама концепция машины людям, привыкшим к «Москвичам» и «Копейкам» была не понятна, да и стоимость машины была высока, превышала 9 тыс. рублей. Поэтому большая часть «Нив» первых годов выпуска шла на экспорт, в западные страны, где машина пользовалась спросом настолько, что на неё оформляли предзаказ.

 

Заводу эта машина обеспечивала наилучшую валютную прибыль из всей линейки его экспортной продукции.

Дворник на задней двери шел в базовой комплектации всех экспортных машин, а вот на внутренний рынок его могли и не ставить, если были перебои с поставками. А вот очистители фар устанавливали не на все экспортные версии.

 

Существует такая байка, что из-за нехватки моторов 1.6 в нужном объеме, на машины, идущие на внутренний рынок, ставили мотор объемом 1.3 литра. Это правда, но отчасти. На экспорт тоже шли версии с мотором 1.3.

 

Более того, из-за нехватки двигателей были даже попытки адаптировать вазовский внедорожник под уфимский мотор от «Москвич-2140», но успехом эти попытки не увенчались. У меня есть более подробная статья об этом проекте, ссылка будет в конце поста.

 

Одна «Нива» уже более 20 лет исправно работает на антарктической станции Беллинсгаузен.

С 1977 до 1994 года ВАЗ-2121 выпускалась без изменений внешнего вида и интерьера. Легкий рестайлинг и модернизация интерьера была проведена лишь в 90-х.

 

ВАЗ-2121 не красили в чёрный цвет. Впрочем, черный отсутствовал во всей линейке вазовской «классики».

 

Европейские и канадские дилеры делали на базе «Нивы» различные пляжные кабриолеты, машины для туристов и путешественников, устанавливали дизельные двигатели, в общем, тюнинговали машину как могли, точнее, как хотел заказчик. Прочная конструкция кузова давала широкие возможности для «распила» под требования клиента.

 

В глубинке всё еще ездят на «Нивах», выпущенных в далёких 80-х, а сама машина производится до сих пор, потому любой желающий может купить машину как новую, в салоне, так и «янгтаймер» на вторичном рынке, всё зависит от предпочтений и возможностей собственного кошелька.

Кто виноват в том, что люди больше не мечтают о машинах?

 Еще относительно недавно, автомобиль (вопреки утверждению классического книжного персонажа) являлся не только средством передвижения, но и несомненно предметом роскоши, престижа и статуса. Но эти времена, похоже, безвозвратно уходят. Автомобиль больше не является предметом мечтаний большинства молодых людей не только на Западе, но и в России. Для одних это излишество в условиях доступности услуг каршеринга, такси и круглосуточной доставки. Для других - обуза, требующая ресурсов на содержание и обслуживание.

Порассуждаем, почему так происходит.Кто виноват в том, что люди больше не мечтают о машинах?

Когда-то сам факт наличия автомобиля (неважно какой марки и года выпуска) выделял человека на фоне окружения. Такую роскошь могли себе позволить не все. Но со временем доступность кредитов, стремительное развитие глобального рынка и производства, всевозможные программы лояльности и поддержки спроса привели к тому, что машину мог купить почти любой официально трудоустроенный человек. Это обесценило значение автомобиля, как одного из способов самоутверждения. Конечно, и сегодня есть престижные марки авто, на которые еще по привычке обращают внимание на улице. Но давайте честно, по-настоящему впечатлить кого-то крутой спортивной тачкой у подъезда сегодня вряд ли удастся. Для многих это привычное зрелище. 

И если раньше подростки завешивали свои комнаты постерами с гоночными болидами, мощными внедорожниками или изящными представительскими седанами, то к сегодняшнему дню эта мода безвозвратно сошла на нет. Никто не грезит покупкой машины. Для значительной части населения это обыденный процесс. Более того, всевозможные хлопоты с приобретением авто, оформлением кредитных документов, полисов автострахования, потребность в сервисном обслуживании, ремонте, растущие штрафы, платные парковки и платные дороги, пробки, дорогой бензин, ДТП и прочие неприятности и вовсе отбивают у некоторых охоту иметь личный автомобиль. Еще один серьезный фактор, о котором уже знают все больше автомобилистов, заключается в том, что новые машины не выдерживают сравнения с произведенными в прошлом веке по качеству и надежности.

И люди прекрасно понимают, почему так происходит: их затягивают в воронку потребления, чтобы заставить регулярно ремонтировать свою машину, а по истечении срока гарантии покупать новый автомобиль. Не все хотят участвовать в этой искусственной гонке. Очевидно, что с точки зрения экономики, автомобиль сегодня является крайне невыгодным вложением средств. Но если раньше это оправдывалось хотя бы преимуществом в комфорте и свободе передвижения, то сейчас с растущим давлением со всех сторон на владельцев автотранспорта, часть людей больше не хотят ими быть. Тем более, что в некоторых случаях дешевле передвигаться на такси или пользоваться услугой каршеринга. Конечно, факторов, влияющих на падение продаж как на российском, так и на мировом авторынке, много. И все же следует признать, что мода на личные автомобили постепенно проходит. Это уже не так престижно, привлекательно и комфортно, как еще несколько лет назад. Сложно сказать, как эти перемены повлияют на рынок в ближайшие десятилетия, однако можно утверждать, что он уже не будет таким, как прежде.

Подробнее на CAR.RU: https://car.ru/news/automobili/53432-kto-vinovat-v-tom-chto-...

Популярное в

))}
Loading...
наверх